Логотип метро
Главная Новости История метрополитена О проекте

История создания Метрополитена

Необходимость строительства в растущей Перми скоростного внеуличного транспорта появились в 1970-х годах. Количество жителей приближалось к миллиону человек. Трест «Новосибирскгражданпроект» подготовил проект строительства двух линий метро: первой — по левому берегу Камы, и второй — на правый берег. Вскоре в 1979 году Пермь стала действительным «миллионником» и в 1982 году уже другой трест — «Ленметрогипротранс» — подготовил первое технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства этих 2-х линий. После утверждения проекта начались работы предварительного цикла, в частности, сооружение фундамента для депо метрополитена.
Согласно официальному плану Пермского метро, опубликованному в 1982 году, вот как описываются эти 2 линии: Первая линия — протяженностью 13 километров, пересекает город с запада на восток, вдоль Камы. На ней предполагается соорудить 9 станций. Начинается она у лесокомбината Красный Октябрь. Кстати, здесь же будет расположено и депо метрополитена. Следующие остановки «Проспект Ворошилова» это уже микрорайон Парковый и «Университет» — а это значит и станция Пермь 2. Дальше метрополитен пойдет вдоль улицы Ленина. Здесь будут остановки: «Крисанова», «Октябрьская площадь», «Завод Шпагина», затем станция «Городские горки» — она в районе цирка, «Уральская» — в районе Рабочего поселка и, наконец, «Сад имени Я. М. Свердлова». Вторая линия пройдет с севера на юг. Её протяженность 17 километров и она должна пересечь Каму. Начинается линия на правом берегу Камы в будущем жилом массиве Камская долина. Для него предусмотрено три станции: «Пионерская», «Строителей» и «Заречная». Приблизительно в пятистах метрах выше автомобильного моста через Каму метро должно пересечь реку и поезда пойдут до станции «Улица Орджоникидзе». В районе Октябрьской площади эта трасса пересечет левобережную линию, так что остановка «Октябрьская площадь» станет местом для пересадки с одной линии на другую. А дальше на трассе намечаются такие остановки: «Революции», «Комсомольская площадь», «Чкаловская» — в районе улицы с этим названием метрополитен перейдет с Комсомольского проспекта на улицу Куйбышева. Здесь остановки будут у производственных объединений Моторостроитель имени Я. М. Свердлова и агрегатного имени М. И. Калинина, затем линия повернет в сторону нынешнего аэропорта местных линий, где со временем должен вырасти новый жилой микрорайон. Здесь предусмотрена станция «Бахаревка» . И закончится линия остановками в микрорайоне Нагорный: «Торговый центр», «Улица Леонова» и «Улица Геологов». Вот такова схема Пермского метрополитена.

А. СОКОЛОВ. 30 мая 1982 г. газета «Звезда».

В мае 2006 года пермская газета «Местное время» опубликовала следующую информацию по истории вопроса: Она [история пермского метро] началась ещё в 1976 году, когда было принято Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о развитии строительства метро. В Российской Федерации было определено 4 города: Казань, Челябинск, Омск и Пермь. Эпохи, граждане, проходили, карта мира менялась, а метро… строилось по плану. В 1981 году УКС Пермского горисполкома получил лимит на проектные работы для составления технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства метро в Перми. Госплан России определил генпроектировщика: Ленинградский филиал Всесоюзного НИИ «Метропроект». Наше ТЭО метро рассмотрели в Госстрое и Госплане России, правительство его утвердило. Трест «ВерхнеКамТИСИЗ» выполнил геолого-изыскательные работы. В пойме речки Мулянки по плану следовало разместить метро-депо и производственную базу «Метростроя». Намыли там 650 тысяч кубометров высококачественной камской песчано-гравийной смеси.
В связи с тяжёлой экономической ситуацией 90-х годов строительство метро было сначала приостановлено, а затем и фактически прекращено.
В начале 2000-х к обсуждению возобновления строительства метро вернулись. Пермь попала в Федеральную программу строительства метрополитенов до 2020 года. «Пермгражданпроект» подготовил проект.

Современная ситуация

При многократных откладываниях строительства метро власти обещают развивать трамвай в сторону скоростного/подземного трамвая, лёгкого/наземного метро, но существенных продвижений в сторону модернизирования трамвайной системы, кроме увеличения процента обособленности путей бордюром и разметкой, нет (например, заглубления трамвая под проезжие части в центре и прокладки трамвайных путей по путепроводам/эстакадам). Наземным метро первое время называли городскую электричку.
Губернатор Пермского края В. Ф. Басаргин 1 апреля 2013 года заявил, что «нужно ждать появления новых технологий, которые будут способны серьезно снизить стоимость строительства, а реалистичные прогнозы говорят о том, что принимать решение о строительстве метрополитена можно будет лишь в начале третьего десятилетия этого века».
Однако в интервью пермской радиостанции «Авторадио» 3 апреля 2013 года директор пермского института транспорта ПНИПУ Михаил Якимов возразил губернатору, отвечая на вопрос о целесообразности возведения длинных автомобильных тоннелей, ведущих к новому будущему мосту через реку Каму, и сказал, что строительство метро, точно так же, как и строительство этих тоннелей, не так и дорого именно в Перми, и в среднем стоимость возведения метро здесь ничем не отличается от стоимости строительства метро в любом среднестатистическом городе России, а пермский метрополитен не хотят строить только по причине того, что по прогнозам аналитиков население Перми не будет расти в ближайшие годы.
Уже 29 июля 2013 года член Совета Федерации Пермского края Андрей Климов созвал круглый стол, где законодатели, политики, застройщики и учёные обсудили развитие подземного пространства Перми.
На совете обсуждались вопросы строительства подземных переходов, парковки и торгового центра под эспланадой, а также строительство пермского метро.
Сити-менеджер Перми Анатолий Маховиков рассказал, что властям Пермского края уже представляли проекты подземного строительства в Перми, но по разным причинам они были отклонены. Под такие проекты было сложно выделить участок земли, поскольку возникают конфликты в законодательстве с законом о недрах, Земельным и Гражданским кодексами. Также он сказал, что муниципалитету самому нужно финансировать некоторые из таких подземных проектов. Вице-спикер пермской городской думы Аркадий Кац в споре с завкафедрой строительного производства и геотехники пермского «политеха» Андреем Пономаревым лоббировал строительство метрополитена в Перми.
Он отметил, что без строительства метро другие проекты подземного строительства малоэффективны. И Андрей Пономарев согласился, что с точки зрения инженера метро в Перми строить можно и привёл пример коммунального коллектора, там две трубы диаметром 6 метров и там можно передвигаться на вагонетках. Он также заметил, что метро — это тяжёлый, сложный, дорогой проект с учётом наших геологических условий, но технически это возможно.
Участники также вернулись к проекту развития пространства под эспланадой, представленному на последнем градостроительном совете при губернаторе. Член комиссии по землепользованию и застройке Денис Галицкий, отстаивал идею Анатолия Маховикова с муниципальными парковками под эспланадой. Депутат пермской городской думы Сергей Климов назвал пять проблем, которые мешают подземному строительству в России — это высокая стоимость, правовые барьеры, отсутствие ГЧП, точной информации о геологии в городе и кадрового потенциала. Самыми острыми остались три вопроса — какова же стоимость развития подземного пространства, что нужно изменить в законодательстве и какую территорию Перми выбрать под экспериментальные проекты.
На 2017 год планы по проектированию метро в Перми фактически свёрнуты, проект попал в число семи самых грандиозных, но нереализованных планов по развитию города. На данное время существует проект городской электрички.

Современная ситуация

В мае 2017 года петербургский бизнесмен Ринат Бичурин призвал горожан пожертвовать деньги на проект частного метро в Перми. Сеть наземного метро протяжённостью 80 км планировалась к постройке без привлечения бюджетных средств, инвестиции возвращать планировалось за счёт размещения рекламы и торговых точек. Городская администрация проект, предложенный ещё в 2015 году, не поддержала ввиду отсутствия конкретики, отметив, что в проекте на первом месте не метро, а получение земельных участков в центре города на ларьки и магазины. В 2015 году администрация города официально отказала бизнесмену из Санкт-Петербурга.

Проект "Компактный город"

В 2020 году появился план создания Пермского наземного метро. В 2020 был запущен проект Пермский диаметр 1, соединяющий Пермь и Краснокамск поездами Ласточка. В апреле 2022 года губернатор Пермского края Дмитрий Махонин объявил, что Пермское центральное кольцо начнёт свою работу уже 30 апреля 2022 года. Таким образом, запуск ПЦК даст начало Пермскому наземному метро, но это уже совсем другая история.


Возможные схемы Пермского метрополитена

Схема №1 Схема №2 Схема №3 Схема №4 Схема №5 Схема №6 Схема №7